История религий

Точка зрения М. Нордау несомненно содержит В себе долю правды. История, В особенности, дает немало примеров, когда В пророки возводились явные психопаты. Известны случаи, когда под влиянием проповедей подобного рода пророков целые религиозные общины замуравливали себя заживо В подземелье, подвергали себя разным увечьям и т. п. В качестве примера приведу хотя бы следую­щий случай: В 1206 г., В Перуджии, один душевнобольной мальчике начал проповедовать и предсказывать грядущие бедствия и конец света. В результате его проповеди возникла эпидемия «флагеллатизма», то есть самобичевания. Эпидемия охватила всю Европу и сопровождалась массовым пилигримством. Это, разумеется, наиболее грубый пример того, как властителем умов может сделаться В сущности психически больной человек. Не В такой грубо выраженной форме, но, по существу, явления того же порядка, имели место В истории человечества весьма нередко. Учитывая этот факт, нужно думать, что та общественная группа, которая хочет прогрессировать должна стремиться к возможно более здоровым, жизненным, отвечающим данной социально-экономической обстановке идеалам, В результате чего должно уменьшиться число неврастеников, психопатов и самоубийц среди наиболее популярных писателей, фило­софов и вообще властителей умов данной общественной группы. Кроме указанных соображений, нужно еще иметь В виду, что если некоторые формы нервных расстройств и сопровождаются иногда бо­лезненно обостренной умственной деятельностью, то В огромном боль­шинстве случаев серьезные наследственные поражения нервной системы влекут за собой страдания, различные степени потери работоспособности и умственное оскудение до идиотизма включительно. Но если даже и признать связь некоторых психических расстройств с талантливостью, то наличие такой связи отнюдь не может являться принципиальным возражением против половой стерилизации вообще.

Комментарии запрещены.